Блог Натальи Брызгаловой Я люблю работать с информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать, оформлять в единый документ.

404 Онлайн-конференции

Вчера прошла очередная онлайн-конференция в рамках подготовки к самарскому фестивалю «404». В этот раз на вопросы отвечал Александр Кушпель, директор студии Dominion и агентства Formix.

Я тоже задала несколько вопросов Александру.

Наталья Брызгалова: Сколько человек было в вашей команде, когда вы только начинали? Какие действия вы предприняли в первую очередь, чтобы обеспечить свою команду достаточным количеством заказов?

Александр Кушпель: Когда мы начинали, было 3 человека. Когда переехали в офис — пятеро. После переезда началась более осознанная работа. До Доминиона мы продавали диски на книжном рынке — часть клиентов появилась по этим связям. Сейчас посмотрел — все клиенты 2001—2002 года так появились. В 2003 начали приходить с работ. СМАРТС достался нам благодаря рекомендациям. Дальше начало работать сарафанное радио. Работал уровень работ + рекомендации. Вообще и сейчас связи многое решают. Реклама не работала, про SEO ещё не знали.

Наталья Брызгалова: С какого проекта начался ваш выход на федеральный уровень и благодаря чему это произошло?

Александр Кушпель: Наш выход на федеральный уровень начался с проектов Grasaro, Sanita и серии других проектов 2004 года. Мы достаточно активно продвигали свои работы на Дефоруме и других сайтах. Так получилось, что мы увлеклись графическим дизайном, делали в 2-3 раза больше, чем платили. Клиенты видели уровень и обращались. Фактически это было больше везением, чем расчётом. Тогда для клиентов была важнее картинка, мы её и делали. Только позже мы стали задумываться об полезности/эффективности сайтов, но это уже другая история.

Вот ещё парочка интересных вопросов-ответов:

Александр Толкачёв: Так что всё-таки необходимо студии, чтобы выйти на федеральный уровень? Может какой-то универсальный рецепт «от Александра Кушпеля»? 🙂

Александр Кушпель: Александр, для того чтобы работать на федеральном уровне, на мой взгляд необходимо несколько вещей.

Во-первых, сделать десяток-другой хороших работ, чтобы по ним был виден уровень. Хорошо поучаствовать в крупных проектах, возможно даже бесплатно.

Во-вторых, быть на слуху и использовать связи, здесь можно посмотреть на опыт Турбомилка — хорошие публикации, грамотное распространение, постоянное общение в нужном кругу, проведение мероприятий. Людям интересно почитать о том, как была сделана работа, чем живет студия, узнать профессиональные секреты.

В-третьих, надо выбрать специализацию и быть в ней лучшим. Делая все для всех, невозможно выделиться. Например, одним из наших коньков являются презентационные сайты.

В-четвёртых, надо ыть в Москве, хотя бы виртуально. Повесьте московский номер телефона с переадресацией.

В общем, надо ответить себе на вопрос: Почему московские компании у студии за МКАДом будут заказывать сайт у вас?

Петр Логинов: Как перейти с качественных проектов по 20к за штуку на качественные проекты по 100к за штуку?

Александр Кушпель: Создать дополнительную ценность — продавать не сайт, а привлечение клиентов, презентацию компании или автоматизацию. Обосновывать эффектам, а не затратами. Разбираться в тонкостях бизнеса клиента и не заставлять его разбираться в тонкостях веба. Или просто переехать в Москву 🙂

Остальные вопросы и ответы можно прочитать здесь.