Некоторое время назад я провела опрос среди ижевских веб-студий по поводу работы их менеджеров проектов.
Вот какие вопросы у меня были:
- Менеджер проектов у вас — это только менеджер проектов или он совмещает несколько должностей? Если несколько, то какие?
- Всегда ли перед началом работы вы пишете «концепцию» сайта? Как этот документ называется у вас? Что именно в него входит?
Но, как оказалось, мало ижевских веб-студий думает также.
Всего в опросе участвовало 11 студий. Я не буду называть их имена, но буду приводить цитаты из их ответов.
Так вот выяснилось, что редкая ижевская веб-студия выделяет для своих проектов отдельного менеджера. В основном, эта должность совмещается как минимум с ещё одной специализацией сотрудника. Вариантов куча. В зависимости от компании менеджер проектов может быть одновременно дизайнером, контентщиком, специалистом по продвижению или даже директором.
Директор + менеджер проектов
Это, кстати, одно из самых популярных совмещений, его назвали сразу четыре студии.
Обычно проект ведёт аккаунт-менеджер, который большей частью общается с клиентом. Внутри агентства ответственным может быть, в принципе, любой.
Любой сотрудник может быть менеджером, отдельного нет.
Совмещает с должностью директора.
Основным руководителем проектов является арт-директор, который и сам принимает участие в проекте как дизайнер, наряду с другим дизайнером.
Есть ещё офис-менеджер, который также выполняет часть обязанностей менеджера проектов.
Только две компании ответили, что менеджер проектов в их организации — это отдельная должность.
Абсолютно все студии ведут проекты, отталкиваясь от базовых документов. В той или иной форме концепция сайта пишется в каждой компании под каждый отдельный проект. У кого-то такой документ называется «техническим заданием», у других «концепцией» или «паспортом» проекта, а некоторые веб-студии просто рисуют драфт будущего сайта и оформляют его приложением к договорным документам.
Всегда готовим концепт. Только не пишем, а рисуем/распечатываем и прикладываем к договору. Это набросок дизайна, из которого можно судить о структуре.
Когда есть необходимость в концепции, обязательно её пишем. Называется этот документ по-разному, в зависимости от ситуации, проекта, заказчика и бюджета.
Основными положениями базовых документов становятся цели и задачи проекта, его аудитория и, практически всегда, детальная структура.
Документ называется техническим заданием и в него входят: цели и задачи сайта, полное описание структуры с материалами и шаблонами страниц, технические требования, требования по дизайну, прочие необходимые детали. Документ является основным, после договора о создании сайта.
Остальные компоненты технического задания сильно варьируются для разных компаний. Некоторые из них дополнительно включают в документ описание технологий разработки, шаблоны страниц, сроки исполнения этапов и пр.
Техзадание + прототип сайта. На выходе идея и схема её реализации, дальше дело техники.
Если проект несложный, то сразу пишем техзадание, в котором обговаривается структура сайта, требования к дизайну, плюс требования к верстке, программной части и всякая вода. Если проект сложный то ничего не пишем, а составляем договор в котором указана стоимость и сроки разработки технического задания.
Большинство студий, которые работают с внешними заказчиками, используют в качестве инструмента опроса отдельный документ — бриф. Фактически, бриф — это заявка, в которой, по мнению студий, заказчик должен коротко описать цели и задачи проекта, обозначить основную аудиторию и в свободной форме высказать свои пожелания и требования. Такие документы, как «техзадание», или «концепция» появляются и согласовываются только после изучения брифа.
Некоторые компании равноправно работают с брифом и техзаданием на протяжении всего проекта в то время, как другие переносят информацию из заявки прямо в техзадание и впоследствии работают только с одним документом.
Для простых проектов хватает заполненного брифа с пожеланиями клиента. Визуальную концепцию сайта придумывает арт-директор. Для проектов, где есть хотя бы каталог, мы пишем техзадание, где детально описываем всю концепцию проекта.
Для каждого проекта должна быть написана заявка (бриф), по которой создаётся концепция, чаще визуальная — это может быть макет или эскиз, подтверждающий положения заявки. В саму заявку входит информация о проекте, цели и задачи, целевая аудитория, содержание сайта и т. д.
Для упрощения работы большинство студий имеют готовые шаблоны брифа, которые заказчик может заполнить за считанные минуты.
У нас есть специальный бриф, по которому определяется функционал сайта и отдельная анкета по дизайну, в которой заказчик отвечает на типовые вопросы. Два эти документа позволяют сформировать концепцию будущего сайта.
Как вы видите, разнообразие ответов поражает. Думаю, многие из них (особенно про совмещение должностей менеджера проектов и директора) являются результатами того, что студии у нас в Ижевске, в основном, небольшие и представляют собой чаще не компании, а команды друзей, объединившихся для того, чтобы вместе заниматься интересным делом.