Ижайти: Сколько бизнес-проектов ты уже попробовала открыть в удмнете? Какие проекты оказались успешными или хотя бы вышли в ноль?
У меня были:
- Ижайти (некоммерческий проект, продан)
- Лавка Фло (провальный проект, закрыт)
- Розовоз (успешный проект, вошёл в состав оптовой цветочной компании «Всё Пучком»)
- ББЧК (работает, не требует времени, чуть-чуть зарабатывает)
Сейчас Фитбанда. Про неё рано делать выводы. Но это коммерческий проект. И у него несколько направлений. В мае запустили первое — доставку здоровой еды.
Ижайти: Сложно ли запускать новый проект? Конкретно тебе.
Стало несложно. И очень-очень интересно. Я наслаждаюсь процессом. Но трудности, конечно, всё равно есть. Вот клёвую одноразовую посуду для Фитбанды искали месяц. Нашли аж в Риге. Потом месяц её везли. Теперь новую партию пытаемся привезти. Или ищем промышленную кухню, чтобы и условия были нужные, и при этом красивая современная обстановка внутри.
Ижайти: Какие выводы ты сделала из закрывшихся проектов? Например, чему тебя научила Лавка Фло?
Лавка Фло научила тому, что:
- Время, потраченное на создание красивой внешней оболочки, стоит того.
- Качество фотографий для каталога имеет значение.
- Есть цепочка взаимодействия с клиентом и нужно быть готовым к каждому этапу этой цепочки.
- Без маркетинга никуда.
Розовоз научил тому, что:
- Если будешь с клиентами по-настоящему искренним, то они тебе ответят тем же.
- Рисковать стоит.
- Если делать сервис, то только vip.
- Стоит тратить время только на те маркетинговые действия, которые дадут большой прирост клиентов. Всё остальное лишнее.
Ижайти: В какой момент ты понимаешь, что пора с проектом завязывать? Как этот момент почувствовать?
Когда я начинаю проект, у меня нет мыслей о том, что мне надо будет его продавать или закрывать. Я просто его делаю и двигаюсь постепенно вперёд. На этом пути происходят разные неожиданные вещи. В голове, в основном. Многое начинаешь понимать по-другому.
Вот в какой-то момент становится понятно, что с этим проектом всё, надо делать следующий.
Ижайти: Как ты можешь описать бизнес в ижевском интернете? На какой стадии развития он находится, есть ли перспективные направления, интересные практики?
Мне кажется, нет бизнеса в ижевском интернете, есть обычный оффлайновый бизнес, который научился продвигаться в интернете. Не обязательно только в ижевском. Вспомнить хотя бы Coffee Like.
Если говорить именно про Ижевск, то мне очень нравится находить у нас проекты, которые делают свою работу красиво. Очень радует, что такие появляются всё чаще. Вот примеры: Вилка, Пакет, FitStore, Фанкухни, Сахар, 312 bags. О них я узнала именно в интернете.
А в целом, всё-таки в Ижевске трудно сделать какие-то большие деньги (хотя бы потому, что не хватает специалистов), но зато очень легко сделать что-то хорошее небольшое. Пусть ты будешь зарабатывать себе просто на зарплату, но ты будешь при этом свободным человеком. Будешь заниматься любимым делом и делать то, что решишь сам.
Про перспективные направления — в доставку еды не ходите, там всё схвачено. 😉
Ижайти: Давай немного про Дигибу: ресурс до сих пор живет, ты даже набираешь туда людей. Приносит ли он прибыль, или ты с его помощью получаешь совсем другие дивиденды?
Сейчас Дигибу не приносит прибыль. Но задача у него именно такая. Редактора работают с начала мая. Так что пока нам нужно время. Будем экспериментировать и искать своё.
Ижайти: Отличается ли Дигибу от того, каким он был на старте? Как ресурс изменился за последние пару лет?
Дигибу ушёл с собственного движка на WordPress. Пытается сменить тематику с веб-разработки на интернет-предпринимательство. Раньше были жёсткие требования к формату статей и к графику публикаций, сейчас их нет.
Он всё время меняется. И так с самого начала было. Потому что я ещё не нашла то, что ищу.
Ижайти: Ну и в целом: какие у тебя планы (не только в отношении Дигибу), что хотела бы еще попробовать?
Я готовлюсь к проекту, который объединит всё, что я теперь умею 🙂